/
/
Демонстрационный экзамен в системе оценки профориентационных мероприятий «школа-колледж»

Демонстрационный экзамен в системе оценки профориентационных мероприятий «школа-колледж»

19.11.2025

Демонстрационный экзамен в системе оценки профориентационных мероприятий «школа-колледж»

        

Руководитель ЦОПП Тверской области,

структурного подразделения

ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж»,

Рамазанова Е.А.

         Аннотация

Влияние профориентационных мероприятий общеобразовательных организаций на становление и развитие профессиональных качеств, на осознание собственной «природной» принадлежности к той или иной профессии, на приобретение дополнительных профессиональных компетенций, - все это становится основой для «взращивания» профессионала в процессе обучения в организации среднего профессионального образования и для его качественной презентации всего арсенала приобретенных компетенций в условиях прохождения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.

Результаты исследования в вопросе построения и функционирования системы профессиональной ориентации «школа-колледж» позволили нам, в том числе, аргументировать собственные выводы рассуждениями других авторов и положениями нормативно-правовых актов, регламентирующих профориентационную деятельность.  

Формируя рекомендации, применимые в работе сотрудников образовательных организаций, а также региональных и муниципальных органов, регламентирующих образовательную деятельность, мы, в частности, сопоставляли их с положениями:

- целью профориентационного минимума образовательной организации является выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности [1],

- профессиональная ориентация в условиях обучения в образовательной организации проявляется в форме заботы о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении [2].    

        

         Основная часть

Наши исследования включают профориентационные измерения в соответствии с выбранными методиками, опрос (анкетирование), в соответствии с чем мы представили данные о профессиональной склонности школьников, их собственных трудовых предпочтениях, влиянии на полученные показатели уровня осмысленности цели жизни, о причинах выбора профессии, внутренней мотивации сделанного выбора, а также о влиянии уровня профориентационной грамотности на дальнейшее качество участия в демонстрационном экзамене.

         Анализируя значение показателя качества прохождения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена, достигнутого на уровне 50 % среди всех выпускников средних профессиональных организаций в регионе, мы подробно рассмотрели характер предпринимаемых мер для их наиболее результативного представления профессиональных компетенций во время экзаменационных испытаний. Несомненно, требуется расширение спектра мероприятий, направленного на профессиональное ориентирование как студентов профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования, так и школьников при обязательном следовании системности в данной работе. В составе же данных мероприятий можно отметить следующие аспекты решения обозначенного вопроса:

- информационная работа просветительского характера для освещения вопросов детерминации профессионального и трудового пути учащихся 8-11 классов;

- участие в организации и проведении курсов профессионального обучения для детей с 14-ти лет;

- активное включение в сеть опережающей профессиональной подготовки общеобразовательных организаций, в том числе школ сельских территорий, специальных школ;

- популяризация информации из опыта работы участников регионального сообщества профессионального ориентирования.

А, исходя из наших исследований, мы предлагаем сделать акцент на влиянии психолого-педагогического сопровождения школьников и их родителей в ситуации профессионального поиска на качественный показатель участия в демонстрационном экзамене.

Итак, Центр опережающей профессиональной подготовки Тверской области включает в перечень профориентационных мероприятий анализ психологических особенностей, трудовых предпочтений и профессиональных наклонностей учащихся 8-11 классов общеобразовательных организаций.

Выявленные вероятные направления профессионального ориентирования направлены на профессиональное самоопределение школьников в регионе, осознанный выбор профессии и, как следствие, результативное обучение уже в роли студентов согласно выбранной профессии.

Само понятие «профессиональное самоопределение» так раскрывается в коллективной монографии «Психология труда, организации и управления в условиях цифровой трансформации общества»: «Профессиональное самоопределение включает выбор профессии, специальности, пути и способов профессиональной реализации и относится к основным характеристикам самоопределения личности, выступая как потребность в личностной самореализации и формировании ценностно-смысловой системы применительно к сфере трудовой деятельности, поиск своего места в мире профессий, ориентация на перспективу профессионального будущего и установка на самореализацию в труде» [3, 112].

У автора книги «Диагностика профессиональных интересов и идеалов обучающихся как условие их профориентации» Фроловой С.Л. «профессиональное самоопределение – активная деятельность личности, осуществляющей «поиски» себя в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях; создание образа профессиональной карьеры и профессионального идеала. Цель профессионального самоопределения – выбор профессии самоопределяющейся личностью» [4, 7].

Предлагаемые Центром мероприятия профессионального ориентирования практического или демонстрационного вида, варианты соответствующей трудовой деятельности носят рекомендательный характер. Все же характеристика полученных данных позволяет нам получить информацию о явных предпочтениях учащихся и их склонностях к той или иной группе профессий, о трудовом потенциале молодых людей от 14-ти лет.

Исследователь Ермолаева С.Г. так характеризует понятие «трудовой потенциал»: «Трудовой потенциал – это совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников, а также общества в целом. Трудовой потенциал работника – это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда» [5, 10].

Выборку нашего исследования составляют ученики 8-11 классов общеобразовательных организаций региона в количестве 595 учащихся.

В составе методики нашего исследования:

- «Определения типа характера» Юнга К.,

- «Смысло-жизненные ориентации» Леонтьева Д.А. (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Крамбо Дж. и Махолика Л.),

- «Определение типа будущей профессии» Климова Е.А.,

- «Формула профессии» Климова Е.А. (модификация методики Пряжниковым Н.С.),

- «Определение основных мотивов выбора профессии» Павлютенкова Е.М.

В ходе профориентационных и психологических измерений были выявлены следующие показатели: тип личности учащегося (интроверт, амбиверт, экстраверт), осмысленность целей жизни и интерес к жизни, профессиональная склонность, характерные черты желаемой профессии, мотивы выбора профессий.   

Рассмотрим некоторые выявленные показатели в рамках исследования.

Таблица 1 – Профессиональная склонность школьников 8-11 классов

Данные показателей профессиональной склонности

Всего учащихся

Типы профессий

Природа

Техника

Знак

Художественный образ

Человек

595

Кол-во

94

161

71

87

182

%

16

27

12

15

30

Согласно данным показателя «Профессиональная склонность», следует принять во внимание наклонность большого числа тестируемых учащихся к профессиям типа «Человек» (профессии социальной направленности) и типа «Техника» (профессии технической направленности). Общий % учащихся по данным направлениям – 57 %.

При этом дети с высоким и средним уровнем осмысленности целей жизни чаще имеют склонность типу профессий «Техника»: 29%.

Таблица 2 – Профессиональная склонность детей с высоким и средним уровнем осмысленности целей в жизни

Данные показателей профессиональной склонности детей с высоким и средним уровнем осмысленности целей жизни

Всего учащихся

Типы профессий

Природа

Техника

Знак

Художественный образ

Человек

191

Кол-во

36

56

20

29

50

%

19

29

11

15

26

Принимая полученные сведения, мы можем предположить, что развитие интереса к различного рода технике способствует распознаванию собственной социальной и трудовой значимости.

Собственные трудовые предпочтения указали 249 респондентов, 49% из всех испытуемых. Всего видов указанных профессий: 289.

         Вместе с тем, чаще всего предпочитаемые профессии – профессии социальной направленности (41% от общего числа предпочитаемых профессий).

Таблица 3 – Трудовые предпочтения учащихся с наклонностью к социально направленным профессиям

Трудовые предпочтения учащихся в направлении «Человек»

Кол-во и % по направлению «Человек»

Кол-во и % от общего числа указанных профессий

Профессия

Работник сферы туризма

Сотрудник МВД,

гос. служащий

Стюардесса

Воспитатель

Учитель

Администратор, консультант

Психолог

Менеджер

Юрист

Врач, медсестра (медбрат)

Тренер спортивный

Сотрудник МЧС, пожарный

Всего

Количество уч-ся

4

6

1

2

18

5

7

7

21

35

7

6

119

41 %

         Таким образом, выявлен высокий процент учащихся с профессиональной склонностью как к социально направленным, так и к техническим специальностям при наиболее частом проявлении интереса к профессиям типа «Человек».

         Любопытно, что комбинированной профессиональной склонностью обладают учащиеся с разным уровнем осмысления целей жизни: 140 учащихся (24 % от общего числа тестируемых). Но, безусловно, присутствует разница в процентном соотношении количественных данных об участниках, обладающих разносторонними наклонностями к профессиональной деятельности. Наши цифры вновь «говорят» нам об этом довольно отчетливо. Так, из числа учащихся с высоким и достаточным уровнем осмысленности целей жизни обладают комбинированной профессиональной склонностью 95 человек (16 % общего числа тестируемых, 32 % из числа учащихся внутри своей группы). Тем не менее, 24 % школьников внутри группы с низким уровнем осмысленности целей жизни также обладают комбинированной профессиональной склонностью: 45 человек (8 % общего числа испытуемых).

Следует обратить пристальное внимание на тот факт, что случаев совпадения профессиональных склонностей учащихся и отмеченных ими профессий соответствующих типов – 96 (44 % из числа учащихся, указавших желаемую профессию).

И если общим показателем среди всех участников тестирования у более чем 40 % человек сформировалось правильное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, то данные в внутри групп по уровню осмысленности целей в жизни, можно сказать, идентичные: 46 % школьников с высоким/средним уровнем осмысленности и 41 % детей с низким уровнем указали профессию в соответствии со своими способностями и интересами. Здесь мы точно можем отметить, что уровень осмысленности целей жизни не является ключевым фактором профессионального самоопределения учащегося.

В соответствии с вышесказанным можно сформулировать краткую рекомендацию: следует понимать важность разносторонне образованного человека и, конечно, учитывать желание самих ребят развивать себя как специалиста в привлекательной, но еще непонятной для них отрасли.

Обратим также внимание на то, что от общего числа представителей целевой группы нашего исследования указали желаемые профессии 27 % учащихся с низким уровнем осмысленности и 15 % учащихся с высоким/средним уровнем осмысленности от общего числа тестируемых. Учитывая изложенное, мы видим, что учащиеся с низким уровнем осмысленности целей жизни более активно отмечают свои профессиональные предпочтения.

И снова мы раскрываем скрытые намерения ребят научиться, приобщиться к труду несмотря на дефицит, в частности, оказания психолого-педагогической поддержки школьникам и их родителям в отношении профессионального ориентирования в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательной организации.

А ведь дети абсолютно логично «напоминают» нам о их праве «самостоятельно выбирать род деятельности и профессию, распоряжаться способностями к труду», обозначено в Конституции Российской Федерации подчеркивается [6]. В дополнение к сказанному обратимся к Трудовому кодексу Российской Федерации, который в защиту интересов трудоспособных граждан подчеркивает, что «свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности» [7].          

Обладая вышеупомянутыми правами молодые люди, обучаясь в школе, могут сделать разумный выбор профессиональной деятельности. Осмысливая собственный профессиональный путь на пороге окончания школы, подростки, конечно, при поддержке родителей (законных представителей), мотивированные вниманием педагогов школы – наставников в вопросах профессионального ориентирования – останавливают свой выбор на важной и нужной именно им профессии.

Еще со времен Античности, в этике и политике Аристотеля прослеживалась «философия о человеческом». Важнейшим достижением в философском понимании человека было обоснование его социальных характеристик. Человек понимается им как существо, которое живет в обществе и управляется законами [8, 73].

Школа и школьные системы представляют собой социальные институты, разработанные в определенный исторический период для удовлетворения конкретных потребностей. Школьные системы с самого начала являются социальным устройством, используемым для распространения социально значимых знаний [8, 76].

Таким «социально значимым знанием» является и собственная профессиональная характеристика, в том числе отражающая особенности уровня функционирования когнитивных процессов, свойств личности, наиболее приемлемые траектории профессионального становления и развития. Профессиональная характеристика для учащегося школы будет своеобразной долгосрочной рекомендацией квалифицированного специалиста – итогом профессиональной диагностики и началом профессионально-трудового маршрута и дальнейшей профориентационной работы.   

Согласно определению Фроловой С.Л., «профессиональная ориентация – целенаправленно организуемое взаимодействие взрослых и детей, которое позволяет им лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире профессий и потребностях общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Целью профессиональной ориентации является предоставление обучающимся необходимой информации о мире профессий и оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии, создание условий для реализации жизненных планов, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности. Профориентационная помощь включает в себя профессиональное информирование, профессиональную рекламу, профессиональную агитацию, профессиональное просвещение, профессиональную диагностику (профотбор, профподбор), профессиональное консультирование и т.п.» [4, 7].

Известно, что нормы профориентационной работы изложены, в частности:

- в Федеральном законе от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»: «основными направлениями государственной политики в сфере занятости населения являются: содействие гражданам в профессиональном развитии, включая профессиональную ориентацию …»; «организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы профессиональной деятельности (профессии)» [9];

- в Методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования: «все виды активности и материалов в рамках Профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы» [10, 23]; «внеурочная деятельность включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, диагностику ГПС); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; мастер-классы; консультации педагога и психолога; моделирующие профессиональные пробы и др.» [10, 28];

- в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года: «содействие занятости молодежи в Российской Федерации реализуется на основе системы доступной профессиональной ориентации …, направленной на приобретение востребованных навыков» [11].

Современные отечественные исследователи также говорят о возможностях ведения профориентационной работы. Так, автор педагогического исследования Васева О.Х. рекомендует практико-ориентированное образование как основу формирования конкурентоспособной личности выпускника, его профессиональных компетенций (специальных, социальных, менеджерских, лидерских, администраторских). «Обучающийся привыкает не только к новым умственным нагрузкам …, но одновременно приспосабливается к характеру, режиму и условиям труда, определяя свое отношение к профессии» [12].

Безусловно, новые умственные нагрузки, усложненные условия учебной деятельности оказывают влияние на последующий выбор той или иной профессии. А кроме того, мы познаем собственные профессиональные наклонности, которые в случае верного выбора профессии мы успешно представим во время экзаменационных испытаний. И мы согласны с исследователем Потаповой А.Ю., что «для успешной сдачи демонстрационного экзамена студент должен иметь не только глубокие знания учебных предметов, но и обладать работоспособностью, стрессоустойчивостью, достаточным объемом памяти (зрительной, слуховой), высоким уровнем концентрации и переключения внимания, развитым мышлением, способностью принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляцией поведения и т. д.». В достижении данной цели автор придерживается комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению учащихся [13].

Мы можем с уверенностью утверждать, что осмысленность жизненных целей, предпосылок к профессиональному статусу в стенах школы всецело отражается и в избрании трудового пути, и в профессиональном становлении молодежи, и в проявлении профессиональных способностей в условиях обучения в организации среднего профессионального образования, в том числе при прохождении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.

Об этом, в частности, пишет, исследователь Фролова С.Л.: «Мотивация к качественному овладению профессией наблюдается только в том случае, если она выбрана в соответствии с профессиональными интересами и склонностями личности. Именно поэтому большое значение имеет диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся, которая является важной составляющей профориентационной работы в школе. На основе результатов диагностики педагоги помогают обучающимся построить модель профессионального идеала как представление о своей будущей профессиональной карьере и себе как профессионале» [4, 4].      

В защиту нашего утверждения перейдем к следующим полученным нами данным.     

В рамках нашего исследования мы провели дополнительный опрос студентов старших курсов колледжей Тверской области. Всего участников опроса: 3577 человек. Одним из заданных нами вопросов был: «Почему вы выбрали данную профессиональную образовательную организацию?».

Предложенные респондентам ответы: профессиональная образовательная организация расположена близко к дому, где я живу; сюда нетрудно поступить; здесь учились мои родственники, друзья, знакомые; я ориентировался на советы друзей, родных; подавал документы в разные профессиональные образовательные организации, но приняли в эту; другое (укажите, почему именно).

Рейтинг ответов студентов сформировался нижеприведенным образом.

Рисунок 1 – Ответы на вопрос «почему вы выбрали данную профессиональную организацию»

Большинство студентов отметили вариант ответа «Профессиональная образовательная организация расположена близко к дому, где я живу»: 25,2% респондентов. Более 24 % студентов ответили: «Я ориентировался на советы друзей, родных». Выбор более чем 18 % опрошенных был обусловлен следованием примеру родственников, друзей, знакомых. А это значит, что все еще существует проблема профессионального консультирования в среде психолого-педагогического коллектива школы, требующая незамедлительного принятия решений и выработки правильной стратегии в работе со школьниками и их родителями.

Но обратим внимание на собственные ответы студентов, которые поделились с нами их частной причиной выбора профессии/образовательной организации.

Рисунок 2 – Рейтинг открытых ответов, упорядоченных в группы автором исследования

Итак, отметили вариант ответа «Другое (укажите, почему именно)» 9% опрошенных (321 человек). И из них большинство студентов при открытом варианте ответа указали «Хочу работать по данной профессии»: 34,8% опрошенных. Ответили «ориентировался на собственное желание» 19,7 % студентов, «нравится колледж» - 14,9 %. Всего процентный объем вышеперечисленных категорий ответов: 69,4 %. Другие ответы составили в сумме 30,6 % всех ответов респондентов. В этом случае мы наглядно видим, что внутренний мотив избрания профессии раскрыт у более чем 50 % всех участников анкетирования – в соответствии с анализом ответов «хочу работать по данной профессии», «ориентировался на собственное желание».

Итак, сравнительным итогом обозначим все полученные нами данные в ходе проведенного исследования.

Таблица 4 – Общий свод данных в ходе проведенного исследования


Склонность школьников к профессиям типа «Человек», «Техника»

Указали трудовые предпочтения

Выбор профессий социальной направленности

Комбинированная профессиональная склонность

Совпадение профессиональных склонностей и трудовых предпочтений

Внутренний мотив избрания профессии у абитуриентов

Значение показателя уровня качества прохождения ГИА в форме ДЭ

более 50 %

более 40 %

более 40 %

более 20 %

более 40 %

более 50 %

более 50 %


На данный момент процент представителей вероятной активной группы будущих участников демонстрационного экзамена в регионе составляют молодые люди от 14 до ±20 лет на уровне 40-50 %. Уточним: участник активной группы, предположительно, выдержит экзаменационные испытания во время демонстрационного экзамена «хорошо» и «отлично».

Вопрос представления исследовательских данных о стратегии (разработке и реализации) повышения значения уровня качества прохождения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена остается открытым. Дальнейшие исследования и результаты работы также будут представлены сотрудниками Центра опережающей профессиональной подготовки соответственно.

 

 

Список источников

1. Письмо Министерства Просвещения РФ от 01 июня 2023 N АБ-2324/05 «О введении Единой модели профессиональной ориентации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/

2. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/136694/

3. Психология труда, организации и управления в условиях цифровой трансформации общества : коллективная монография / под. ред. А. Л. Журавлева [и др.]. Тверь : Тверской государственный университет, Институт психологии РАН, Коллектив авторов, 2021. 434 с.

4. Фролова С. Л. Диагностика профессиональных интересов и идеалов обучающихся как условие их профориентации : учебно-методическое пособие. Москва : АСОУ, 2018. 76 с.

5. Ермолаева С. Г. Рынок труда : учебное пособие. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2015. 108 с.

6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/10103000/

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/

8. Рамазанова Е. А. Психолого-педагогические предпосылки становления коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 1A. С. 65-80.

9. Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://ivo.garant.ru/#/document/408175315/paragraph/  

10. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Москва, 2023. 101 с.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р «О долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/727589199

12. Васева О. Х. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе практико-ориентированного образования [Электронный ресурс] // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 4. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22849/view

13. Потапова А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образовательного учреждения в период подготовки и сдачи демонстрационного экзамена [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону: материалы II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров. Тула. 2022. URL: https://phsreda.com/ru/article/100940/discussion_platform

Контакты
170100, г. Тверь, ул. Индустриальная д.2
Время работы:
пн-пт: 08:30 - 17:00
перерыв: 12:00 - 13:00