/
/
Стратегическая сессия «Экосистема развития наставничества на рабочем месте: новые возможности для инновационных предприятий» состоялась в рамках деловой программы Чемпионата высоких технологий

Стратегическая сессия «Экосистема развития наставничества на рабочем месте: новые возможности для инновационных предприятий» состоялась в рамках деловой программы Чемпионата высоких технологий

20.09.2023

В рамках деловой программы Чемпионата высоких технологий состоялась стратегическая сессия «Экосистема развития наставничества на рабочем месте: новые возможности для инновационных предприятий». В качестве модератора выступила эксперт Анна Макарова, член управляющего совета металлургических образовательно-производственных кластеров в Липецкой и Свердловской областях, кандидат экономических наук.

Среди участников мероприятия также присутствовали высокопоставленные лица, включая министра промышленности и торговли Новгородской области Иван Чекмарев, президент Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами Светлана Долженко, руководитель департамента базового центра Национального агентства развития квалификации Ольга Клинк, директор центра образовательных программ профессиональной подготовки Корпоративной Академии Росатома Светлана Михеева, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций РАНХиГС Екатерина Есенина, заместитель начальника программно-экспертного отдела института развития компетенций педагогических работников профессионального образования Государственного университета просвещения Александра Бубнов и руководитель проекта «Профессионалитет» Корпоративной Академии Росатома Ольга Белякова.

Эта встреча была организована с целью обсудить актуальные темы в сфере профессионального образования и предложить альтернативные подходы и решения для его дальнейшего развития. Благодаря участию таких высокопоставленных лиц и экспертов, мероприятие стало площадкой для обмена опытом и идеями, а также для создания партнерских связей между различными секторами образования и бизнеса. В ходе дискуссий и презентаций, участники смогли обсудить ключевые вызовы и возможности профессионального образования, а также выработать рекомендации для его улучшения.

Развитие профессионального стандарта «Наставник» - одна из важнейших тем, обсуждаемых на стратегической сессии. Главная цель этого стандарта заключается в определении основных трудовых функций наставников. Кроме того, в рамках стандарта будут установлены требования к квалификации наставников и предоставлена возможность организациям ввести должность и ставку наставника.

Данные, предоставленные ВЦИОМ, говорят о том, что сегодня в системе наставничества деятельны 15 тысяч предприятий. На 72% из них возложена задача подготовки управленческих кадров, 26% занимаются обучением молодых специалистов на рабочем месте, и 45% оказывают помощь в их адаптации на предприятии.

Однако, необходимо обратить внимание на то, что разработка профессионального стандарта «Наставник» - лишь первый шаг в развитии системы наставничества. Для эффективного функционирования этой системы, необходимо создать единый механизм оценки квалификации наставников и установить стандарты повышения их профессионального уровня.

Следует отметить, что успешное внедрение профессионального стандарта «Наставник» позволит повысить качество подготовки кадров и сократить время адаптации новых специалистов на предприятиях. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию бизнеса и повышению его конкурентоспособности.

Активное развитие дискуссии о роли и функционале наставника последние 10 лет свидетельствует о необходимости создания синхронизированной модели наставника, особенно на рабочем месте. В Год педагога и наставника эта тема стала еще более популярной. Важно понять, как взаимодействовать с наставником и создать общие правила, которые будут понятны как самим наставникам, так и их руководителям. Настало время поиска общего понимания, и в этом году мы должны сделать первый шаг в сторону институализации наставничества. Необходимо разработать комплекс правил, на которые будет опираться процесс наставничества, чтобы двигаться дальше в этом направлении. Модератор стратегической сессии Анна Макарова подчеркнула важность этого шага.

Наставничество играет важную роль в различных сферах деятельности. Это процесс поддержки и помощи в развитии профессионального самоопределения, освоении новых навыков, адаптации к изменениям и личностному росту. Ольга Клинк, руководитель базового центра подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций», подчеркивает важность наставничества и его связь с опытом успешных людей. Наставники основывают свою работу на рефлексии и анализе своего опыта, чтобы передать его молодым специалистам и помочь им достичь успеха. Они играют роль менторов, которые готовы поделиться своими знаниями и опытом, чтобы помочь другим развиваться и достигать своих целей. В результате наставничества происходит не только профессиональное обучение, но и развитие личностных и социальных навыков, что является ключевым фактором для успешной карьеры.

Наставник - это не просто человек, который имеет определенные знания и навыки, но и эксперт в своем деле. Это успешный человек, который готов поделиться своим опытом и помочь другим людям развиваться и достигать успеха. Они играют важную роль не только в системе образования, но и в системе социальной защиты.

Один из способов институционализировать наставничество и придать ему профессиональный статус - это разработка профессионального стандарта. Именно этот инструмент позволяет мягко регулировать данную деятельность и создать нормативно-правовую основу для трудовых отношений с наставниками. Благодаря профессиональному стандарту, наставники получают возможность повысить свой профессионально-общественный статус и развивать наилучшие практики в этой области.

Таким образом, наставничество не только помогает индивидуальному развитию людей, но и способствует развитию общества в целом. Мастерство и экспертиза наставников неоценимы, и их значимость будет только расти в будущем.

Разработка профессионального стандарта осуществлялась на основе нескольких исходных положений, которые были зафиксированы в методике разработки профессиональных стандартов.

Одно из таких положений, которое является основополагающим, заключается в том, что профессиональные стандарты являются документами, которые служат основой для создания квалификаций и должностных инструкций. Они описывают типовые функции, умения и знания, необходимые для определенной профессии.

Интересно то, что каждый работодатель имеет возможность выбрать необходимые элементы из профессионального стандарта и создать собственные требования, дополнив их специфическими элементами, характерными для его предприятия или организации.

Ольга Клинк, одна из специалистов, участвовавших в разработке профессионального стандарта, подчеркнула важность этого подхода. Она отметила, что такой гибкий подход позволяет адаптировать стандарты под конкретные потребности работодателей и создавать более эффективные требования к квалификации и должностным обязанностям.



Контакты
170100, г. Тверь, ул. Индустриальная д.2
Время работы:
пн-пт: 08:30 - 17:00
перерыв: 12:00 - 13:00